Скрыть
Раскрыть

2012. №4

К юбилею Д.Л. Константиновского

5–10

11–21

Константиновский Давид Львович — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. Эл. адрес: scan21@mail.ru
Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

В статье предпринята попытка обобщить некоторые результаты исследований стратегий и социального поведения молодежи в сфере образования. Автор опирается на эмпирические данные, полученные в различных проектах за последние годы.

Обсуждается зависимость намерений молодых людей от социально-профессионального статуса родителей и уровня урбанизации поселения: школьники вынуждены адаптировать свою жизненную, в том числе и образовательную, стратегию к реальности в соответствии с существующим неравенством. Те же факторы влияют на формирование образовательной траектории выпускников школ: чем выше социальный статус родителей и уровень урбанизации поселения, тем выше и шансы на поступление в вуз. Отмечается, что описываемое положение характерно для всех лет обследований, с начала 1960-х годов и включая 2000-е.

Приводятся результаты исследования доступности качественного общего образования, которые позволили выявить несколько кластеров российских школ, различающихся как наличием квалифицированных учителей и уровнем оснащенности материальной базой, так и качеством обучения. Зафиксировано, что каждый кластер преимущественно обслуживает конкретную социальную группу. Перечислены основные социальные барьеры при получении качественного общего образования: социокультурный, территориальный, экономический. Подчеркивается, что различия в качестве школьного образования обусловливают неравные шансы на получение дальнейшего (профессионального) образования, создавая условия для воспроизводства социальной дифференциации. ЕГЭ расширяет возможности выбора вуза, но не решает проблему качества школьного образования.

Выводы экстраполируются и на другие сферы жизни общества. Предполагается, что такое расширение интерпретации может способствовать лучшему пониманию происходящего в социуме.

 

22–39

Константиновский Давид Львович — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. Эл. адрес: scan21@mail.ru 
Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Вахштайн Виктор Семенович* — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: avigdor2@yahoo.com 

Куракин Дмитрий Юрьевич— кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: kourakine@yandex.ru 

Статья посвящена анализу метафорических оснований социологических исследований образования. Авторы на конкретных примерах из собственных эмпирических проектов показывают механику работы исследовательских языков описания.

Исходя из того, что теоретический фундамент — концептуальные определения и исследовательские гипотезы — опирается на нетеоретические (или дотеоретические) предпосылки, авторы демонстрируют связь между научными понятиями и их дотеоретическими основаниями. Используя теорию метафоры в качестве инструмента экспликации аксиоматических допущений, они рассматривают социологическое исследование как серию «переводов» между взаимонепроницаемыми языковыми мирами (миром здравого смысла, миром социологической теории, миром управленческих решений). Выделены точки перехода, в которых исследование приобретает или, напротив, теряет свою строгую научность. Показано, что только шаги концептуализации, разработки инструментария и интерпретации данных совершаются по правилам научного метода. Базовые метафоры (уровень аксиом) опираются, скорее, на интуицию и воображение, процедуры сбора полевых данных — на логику здравого смысла и административные способности исполнителя, разработка рекомендаций же относится к сфере менеджмента. Обсуждаются методологические последствия метафорических смещений и эффектов «неконтролируемой экспансии метафоры». Подробно рассмотрены метафоры организма и рынка применительно к сфере образования.

Поскольку фундаментальным свойством метафоры является ее имплицитная экспансия (перенесение свойств вспомогательного субъекта на основной), экспликация исследовательских метафор, по мнению авторов, может существенно упростить решение проблемы «перевода» между различными «реальностями» исследовательского процесса.

 * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

40–58

Вознесенская Елена Дмитриевна —кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: maslovka3@mail.ru  Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Чередниченко Галина Анатольевна— кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: galcher50@mail.ru  Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

На материалах проведенного социологического исследования рассматриваются особенности профессиональных траекторий дипломированных молодых людей, оказавшихся на позициях рабочих промышленных предприятий России, и студентов, получающих высшее образование без отрыва от производства. Анализируются мотивы получения высшего образования, смыслы, которые рабочая молодежь вкладывает в его достижение, и практики его использования.

Установлено, что факт получения высшего образования, не поддержанный другими видами ресурсов (культурным капиталом семьи, социальным положением родителей, их профессиональным статусом), в условиях доступности высшего образования и дефицита хорошо оплачиваемых рабочих мест не меняет предначертанную габитусом рабочей семьи образовательно-профессиональную траекторию. Однако наличие высшего образования и диплома, его подтверждающего, для молодого рабочего становится его личным культурным и социальным ресурсом, на котором строятся возможности и перспективы дальнейшего продвижения. При этом выявлено, что наряду со стремлением к получению высшего образования среди молодых рабочих распространено и недоверие к нему. Рассматриваются факторы отторжения ими высшего образования.

Показано, что образовательно-профессиональная траектория молодых людей этой категории ориентирована на запросы рынка труда, на нужды конкретного производства, что способствует наращиванию объема совокупного культурного капитала предприятия, создает среду, предрасполагающую к его технологическому перевооружению, модернизации. Обсуждается вопрос необходимости введения новых форм образовательных программ, более приспособленных к возможностям и реальным условиям жизни и труда сегодняшнего молодого рабочего, занятого на промышленном предприятии.

 

Московские учителя и реформа образования
59–68

Гаспаришвили Александр Тенгизович — кандидат философских наук, заведующий лабораторией изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: gasparishvili@yandex.ru
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Крухмалева Оксана Валерьевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: kruhoks@yandex.ru
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Рассматриваются результаты социологического исследования «Московский учитель сегодня», проведенного в 2011 г. Особое внимание уделено анализу мнений московских учителей об изменениях, происходящих в средней школе и в их социальном положении в связи с реформированием образования.

Опрос показал, что проблемы реформирования образования волнуют абсолютное большинство московских учителей. Половина респондентов отрицательно относится к образовательной реформе и более половины пессимистично оценивают практику ее реализации. Из направлений реформирования школьного образования положительные оценки учителей получили профилизация старшей школы и новые образовательные технологии. Хуже всего московские учителя относятся к нормативному подушевому финансированию и ЕГЭ. Представлены также мнения педагогов о возможности принятия самостоятельных педагогических решений.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о высокой рабочей нагрузке учителей. Предполагается, что ее увеличение связано с выполнением учителями функций классного руководства, которое в рамках реформирования претерпело существенные изменения. Кроме того, учителя единодушно отмечают негативное влияние на педагогическую деятельность обилия бумажной работы.

Рассматривается переход на новую систему финансирования. Материальное положение московских учителей по сравнению с российскими учителями из других регионов, согласно ответам респондентов, относительно благополучное, что может свидетельствовать об эффективности внедрения новой системы оплаты труда.Представлены мнения учителей о значимости внебюджетных доходов школы для их материального положения. Предполагается, что отсутствие в учительской среде единого мнения по этому вопросу может быть связано с тем, что почти половина респондентов не принимает участия в деятельности каких бы то ни было общественных органов управления образованием.

69–82

Попова Екатерина Сергеевна — аспирантка Института социологии РАН.
Эл. адрес: EkaterinaS.Popova@bk.ru   Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к исследованию мотивации к обучению. Дан краткий обзор зарубежных психологических, педагогических и социологических исследований формирования мотивации к образованию.

На основании проанализированных подходов к изучению мотивации сформулирована концепция исследования, в которой мотивация рассматривается как основная движущая сила осуществления действия. Подчеркивается, что одна из основных проблем, с которой сегодня сталкивается учитель в формировании и поддержании мотивации учащихся, — это поиск и установление баланса между внутренними и внешними факторами мотивации.

Обсуждаются предварительные результаты опроса, проведенного с целью операционализации предлагаемой автором концепции мотивации к обучению. Результаты пилотного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной системы оперантов для измерения социальных аспектов формирования мотивации. Методика измерения по оперантам, связанным с изучением вовлеченности школьника в образовательный процесс, позволила убедиться, что социальные аспекты внешней мотивации действительно важны. Исследование подтвердило также существенное влияние социальных ценностей на внутреннюю мотивацию школьников. Оценивая методику измерения дальнейших планов современных школьников, автор отмечает, что изучения намерений школьников только после 9-го класса недостаточно для анализа проектируемых образовательных траекторий и целей молодежи, следует изучать также планы после 11-го класса.

Анализ результатов пилотного исследования привел к выводу о необходимости дополнения опросного инструментария, в результате чего была сформирована расширенная система концептуальных и операциональных понятий. В 2013–2014 гг. планируются корректировка и апробация инструментария, продолжение опросов и анализ материалов. 

83–108

Степанцов Павел Михайлович — MA in Sociology (Manchester University), стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: pavel.stepantsov@gmail.com 

Кузьминов Василий Ярославович — MA in Sociology (Manchester University), стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: frameanalysis@ya.ru  

Подробно анализируется рыночная модель образовательного выбора, показана ее недостаточность для объяснения механизма принятия решения выпускниками школ относительно типа профессионального учреждения для дальнейшего обучения. На основании анализа результатов опроса выпускников школ (9-й и 11-й класс), а также студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) авторы приходят к выводу о гетерогенности системы послешкольного образования: нет ни единого рынка мест в системе образования, ни единой системы различений, которая позволяла бы учреждениям разных типов профессионального образования определять качество подготовки выпускника школы.

Показано, что в связи c наличием у каждого типа учебного заведения разных кодов для отбора абитуриентов образовательный выбор школьников сводится не только к выбору учебного заведения, но и к выбору правильного кода, различимого профессиональным учреждением того или иного типа. Именно поэтому с введением ЕГЭ как универсального кода для учреждений ВПО образовательный выбор школьников, не собирающихся поступать в вузы, сместился во времени с 11-го на 9-й класс: поступление в учреждение НПО и СПО не предполагает использование кода ЕГЭ. Напротив, почти все учащиеся 11-го класса (90%) не намерены идти в какое-либо учреждение профессионального образования, кроме вузов: после 9-го класса они уже совершили выбор кода, решив сдавать ЕГЭ.

На основании полученных в ходе исследования выводов обозначаются возможные направления дальнейшего изучения образовательных траекторий учащихся.

Образовательная политика

109–185

Барбер Майкл (Michael Barber) — профессор, главный советник по вопросам образования компании Pearson (Великобритания). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com
Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

Доннелли Кейтлин (Katelyn Donnelly) — исполнительный директор в аппарате главного советника по вопросам образования компании Pearson (Лондон). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com
Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

Ризви Саад (Saad Rizvi) — исполнительный директор в аппарате главного советника по вопросам образования компании Pearson(Лондон). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com
Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

Полагая, что в ближайшем будущем на позиции лидера в мировой экономике выйдет Тихоокеанский регион, авторы анализируют значение этой перспективы для системы образования региона. Для обоснования данного прогноза приводятся аналогии из истории экономического успеха стран Атлантики и анализируются изменения в экономике, в результате которых за последние полвека лидерство перешло от Атлантики к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

С учетом специфики мирового лидерства в XXI в. предлагается новая модель стимулирования инноваций на разных уровнях: каждого отдельного человека, команд, организаций и общества в целом. Отмечается, что знания о механизмах и закономерностях творчества и инноваций особенно значимы для систем образования. Подчеркивается, что благополучие человечества в течение следующих 50 лет во многом зависит от уровня образования.

Выделены ключевые факторы, обусловившие успешность образовательных систем стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Показано, что достигнутый ими прогресс не должен служить основанием для остановки в развитии образовательных систем. Рассматриваются характеристики, которыми должны обладать системы образования, чтобы обеспечить успешное мировое лидерство и инновации в предстоящие десятилетия. Чтобы произвести революцию в образовательной системе в целом, вдохновить новое поколение и взрастить глобальных лидеров, способных ответить на вызовы XXI в., авторы рекомендуют объединить оправдавшие себя методы последовательного реформирования образования в каждой стране с передовыми идеями развития системных инноваций. 

Теоретические и прикладные исследования

186–199

Малых Сергей Борисович — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет». Эл. адрес: malykhsb@mail.ru
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Тихомирова Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет». Эл. адрес: tikho@mail.ru
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Ковас Юлия Владимировна— PhD, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет», заведующая лабораторией InLab Голдсмитс-колледжа Университета Лондона. Эл. адрес: y.kovas@gold.ac.uk
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Подчеркивается важность научно-экспериментального изучения природы индивидуальных различий — поиска ответа на вопрос, почему в условиях относительного единообразия образовательной среды ученики отличаются друг от друга по когнитивным, личностным и мотивационным характеристикам. Показано, что индивидуальные различия в когнитивных способностях и способностях к обучению формируются в условиях сложных процессов генотип-средового взаимодействия. Для решения важнейшей образовательной задачи — повышения общего уровня академической успешности всех учащихся через индивидуально ориентированные методы обучения — предлагается использовать генетически чувствительные методы изучения механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий в способностях к обучению в разных предметных областях.

Особое внимание уделяется рассмотрению близнецового метода, с помощью которого можно провести детальное исследование когнитивного развития, способностей к обучению и нарушений способности к обучению. Важная особенность близнецового метода состоит в том, что исследования близнецов обеспечивают наилучшее из возможных доказательство значимости влияния средовых, в том числе и образовательных, факторов. Близнецовый метод дает возможность уточнить роль общей среды (условий, повышающих сходство близнецов по определенному признаку) и роль индивидуальной среды (условий, не способствующих похожести близнецов).

Отмечается, что в 2012 г. начата работа по созданию Российского школьного близнецового регистра, который в перспективе может стать уникальным ресурсом для российских и международных исследователей, а также источником теоретических и практических знаний для педагогов, психологов, родителей и самих учащихся.

Статистика и социология образования

200–212

Материал подготовлен по данным статистики и Мониторинга экономики образования

Угольнова Людмила Евгеньевна — заместитель начальника отдела по работе с данными Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: lugolnova@hse.ru 

Характеристика ситуации в сфере заочного высшего образования в России представлена на основе статистических показателей, а также данных опросов обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования и опросов работодателей, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования.

Показано, что за последние десять лет количество студентов, обучающихся в вузах по заочной форме, выросло более чем вдвое и в настоящее время заочная форма обучения стала наиболее распространенной формой получения высшего профессионального образования. Приведены данные о распределении студентов между различными формами обучения в государственных и негосударственных вузах. Как в негосударственных вузах, так и в государственных (но в меньшей степени) наблюдаются тенденции к увеличению доли студентов заочной формы обучения и сокращению доли очной и вечерней форм обучения.

Представлены различия между студентами очной и заочной форм обучения в социально-демографических характеристиках, а также в образовательных и карьерных стратегиях. Определены причины, побудившие студентов выбрать заочную форму обучения. Представлена оценка студентов очных и заочных отделений вероятности работы в дальнейшем по той специальности, которую получают в вузе.

Опрос работодателей показал, что студенты очных отделений будут иметь некоторое преимущество при трудоустройстве после окончания обучения. Представлены сведения о предпочтениях работодателей при приеме на работу между выпускниками и кандидатами, продолжающими обучение в момент соискания должности.

 

Дискуссия

213–237

Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», Институт развития образования НИУ ВШЭ, 19 июня 2012 г.

Участники:

Абанкина Ирина Всеволодовна — директор Института развития образования НИУ ВШЭ;

Агранович Марк Львович — исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования;

Адамский Александр Изотович — ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»;

Бережнова Елена Викторовна — ведущий научный сотрудник Центра инновационных моделей образования Московского института открытого образования;

Болотов Виктор Александрович — вице-президент Российской академии образования;

Казарин Валерий Петрович — доктор педагогических наук, независимый консультант;

Каспржак Анатолий Георгиевич — директор Центра развития лидерства в образовании ИРО НИУ ВШЭ;

Клячко Татьяна Львовна — директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ;

Ковалева Татьяна Михайловна — профессор кафедры педагогики МПГУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации;

Кравцов Сергей Сергеевич — директор департамента регионального развития Министерства образования и науки РФ;

Лившиц Владимир Борисович — секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ по экономическим вопросам;

Пенская Елена Наумовна — декан факультета филологии НИУ ВШЭ;

Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы;

Реморенко Игорь Михайлович — заместитель министра образования и науки РФ;

Рудник Борис Львович — директор Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ;

Сысоев Александр Алексеевич — профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;

Ушаков Константин Михайлович — профессор Института развития образования НИУ ВШЭ;

Фрумин Исак Давидович — научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ;

Цой Любовь Николаевна — старший научный сотрудник Московского института открытого образования.

Дана ретроспективная оценка точности прогнозов, сделанных ведущими экспертами в области образования в ходе обсуждения перспектив развития образовательной системы в 2003 г., и актуальных тенденций развития отрасли. Участники семинара сошлись во мнении, что сбылись преимущественно негативные прогнозы. Отмечается, что прогнозы оказались не соответствующими внешним по отношению к образованию угрозам, которые стали доминировать над собственно внутренними образовательно-политическими действиями, становясь непреодолимыми ограничениями в реализации эффективных стратегий.

Обсуждаются реализованные и упущенные возможности. Обращается внимание на то, что в системе образования в рассматриваемый период произошло значительно меньше изменений по сравнению с предшествующим ему десятилетием и сделанными прогнозами. В центре внимания участников дискуссии находятся возможные механизмы осуществления изменений в образовании: специфика законов рынка в образовании, потенциал администрирования, мотивация к изменению системы образования, носителем которой является молодое поколение. Затрагивается вопрос о несоразмерности ресурсных, временных масштабов принимаемых мер с масштабами их желаемого воздействия. С этих позиций рассматривается и «Стратегия-2020». Обсуждаются возможные ресурсы развития системы образования. Отмечается значение интернета и социальных сетей как потенциальных движущих сил изменений в образовательной системе, рассматриваются возможные причины, в результате которых этих изменений не произошло в прошедшем десятилетии.

 

Из истории образования

238–248

Жарова Екатерина Юрьевна — кандидат биологических наук, ассистент кафедры зоологии и анатомии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского. Эл. адрес: caty-zharr@yandex.ru
Адрес: Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14.

Описывается история развития биологического образования на физико-математических факультетах российских университетов в XIX — начале XX в.

Выделяются наиболее важные этапы становления и развития биологического образования: разделение физико-математических факультетов на математическое и естественное отделения, завершившееся в основном к концу 1840-х гг.; введение для студентов-естественников и медиков обязательных практических занятий в лабораториях, осуществленное после принятия университетского Устава 1863 г., который, кроме этого, дал возможность студентам естественных отделений специализироваться в области химии, геологии, географии, различных отделов биологии. Наиболее существенные изменения в учебный процесс внес последний университетский Устав 1884 г., который отменил привычные ежегодные экзамены, заменив их зачетами полугодий.

На примере естественного отделения Петербургского университета рассмотрены изменения в образовательном процессе, которые произошли при переходе с курсовой на предметную систему в 1906/1907 учебном году. Показано, что введение предметной системы практически не изменило порядок прохождения университетского курса студентами-естественниками, поскольку еще ранее на факультетах практиковалась специализация внутри отделений. Подчеркивается, что в рамках как предметной, так и курсовой системы обучения начала XX в. российские студенты могли получить качественное биологическое образование, поскольку им была предоставлена возможность заниматься научными исследованиями в лабораториях с необходимым инструментарием в любом университетском центре. 

Книжные обзоры и рецензии

249–258

Пенская Елена Наумовна — доктор филологических наук, декан факультета филологии, заведующая кафедрой словесности НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: e.penskaya@hse.ru 

Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках. Анализ объема документов показал, что появление в дискуссионном и информационном поле данного термина совпадало преимущественно с двумя обстоятельствами: концентрацией реформаторских мер, сфокусированных медиа; всплесками общественных обсуждений — стихийных либо инспирированных заинтересованными группами.

Представлено распределение употребления словосочетания «образовательная политика» по годам. Показано, что актуальность оно приобрело с начала 1990-х как инструментальное обозначение системных действий, направленных на реформирование образования, и за прошедшие 20 лет претерпело ряд семантических изменений, превратившись в клишированную формулу. В 2010 г. после спада активности его употребления шаблон вернулся в российский социокультурный лексикон, получив за последние годы дополнительную валентность.

Исследуется содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. Предполагается, что частота использования и содержательное наполнение клише «образовательная политика» становятся индикатором, позволяющим отслеживать и анализировать характер отношений и его изменения между властными структурами — разработчиками концептуальных действий и обществом. Отмечается закономерность отсутствия этого понятия в проектах, пособиях и монографиях, создаваемых в учебных целях.

Размышления о ...

259–277

Меликян Алиса Валерьевна— магистр, Master of Science, начальник Отдела организации академической мобильности НИУ ВШЭ. Эл. адрес: amelikyan@hse.ru 

Железов Борис Валерьевич— кандидат политических наук, начальник Управления международной академической мобильности НИУ ВШЭ. Эл. адрес: bzhelezov@hse.ru 

Деятельность международных сотрудников НИУ ВШЭ — иностранных граждан и российских ученых, продолжительное время работавших за границей, — исследуется на основе анализа данных онлайн-анкетирования и интервьюирования как самих специалистов, так и администраторов международных служб и руководителей подразделений вуза.

Приведены статистические данные доли иностранных академических специалистов в общем числе научно-педагогических работников колледжей и университетов в разных странах. Дан краткий обзор зарубежных исследований мотивации и адаптации международных сотрудников.

Представлена динамика численности международных специалистов в НИУ ВШЭ за последние пять лет. Проанализированы профессиональные и личностные характеристики международных сотрудников университета, выявлены факторы, учитываемые ими при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе. Исследовано их отношение к работе и коллегам, определены трудности адаптации к деловой, культурной и социальной среде, сложности коммуникации с коллегами и профессиональной самореализации. Рассмотрены основные группы проблем, затрудняющих адаптацию к работе в России в целом и в НИУ ВШЭ в частности: законодательные нормы, регулирующие трудовую и образовательную деятельность; взаимоотношения со студентами; особенности деловой культуры.

Даны некоторые рекомендации по корректировке мер, направленных на интернационализацию университета и превращение его в международный научный центр. Обозначены перспективы дальнейших исследований факторов, обусловливающих эффективность привлечения и адаптации международных специалистов. Отмечается необходимость подробного анализа показателей результативности их деятельности.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»